АБИС НЕВА – современная система для малых и средних библиотек

Рябев В.С., Баранов В.Л., Сова Д.Н., ООО «Балтиксофт», Санкт-Петербург

В докладе описываются основные возможности и отличительные особенности автоматизированной библиотечно-информационной системы «Нева».

Автоматизированная библиотечно-информационная система (АБИС) НЕВА – современная российская система - ориентирована на широкий круг библиотек малого и среднего масштаба. По своим техническим характеристикам может эффективно эксплуатироваться, как в очень малых библиотеках, имеющих один или несколько компьютеров, так и в библиотеках, имеющих несколько отделов, объединенных локальной сетью. Внедрение  программного обеспечения АБИС НЕВА позволяет не только автоматизировать локальные процессы отдельной библиотеки, но и организовать библиотечную сеть из нескольких библиотек или филиалов.

Система базируется на стандартном протоколе обмена данными Z39.50. Обеспечена полная поддержка российского формата каталогизации Rusmarc. Использование стандартной кодировки UNICODE позволяет пользователю работать с данными на любых языках.

АБИС НЕВА спроектирована с учетом недостатка в библиотеках специалистов в области информационных технологий, и за счет простоты в установке и сопровождении позволяет достичь положительного результата даже без участия высококвалифицированного технического персонала.

Система очень доступна по цене и не требует установки дополнительного программного обеспечения. Современная архитектура «клиент-сервер» в системе реализована на базе собственного механизма управления данными. Это позволяет избежать дополнительных затрат сил и средств на приобретение и сопровождение сторонних СУБД. При этом обеспечивается соответствующий уровень безопасности, надежности и производительности. Кроме того, это дает полнофункциональное и лицензионно чистое решение.

Системное ядро (сервер) НЕВА имеет также встроенный Web-сервер, позволяющий без дополнительных затрат организовать Web-интерфейс для доступа читателей к каталогам из Интернет/Интранет и построить простой сайт библиотеки.

Системное ядро АБИС НЕВА выполняет также роль Z39.50 сервера. Таким, образом, для организации взаимодействия в рамках сетевого проекта или консорциума в библиотеке не потребуется установка и сопровождение специальных программ.

АБИС НЕВА имеет линейку конфигураций системного ядра: «Мини» и «Стандарт».  Ядро «Мини» обеспечивает работу с электронным каталогом до 50 000 записей, «Стандарт» -  до 200 000. Оптимальная конфигурация сервера выбирается в зависимости от масштаба организации, объемов данных и планируемой нагрузки. Все конфигурации взаимно совместимы, обеспечена возможность перехода к более мощной конфигурации.

Система имеет в своем составе семейство автоматизированных рабочих мест (АРМ) и позволяет произвести автоматизацию всех основных технологических процессов в современной библиотеке: комплектование фондов, подписка и регистрация периодических изданий, научная обработка новых поступлений, формирование электронного каталога, аналитическая роспись, обслуживание читателя на абонементе, сервис для читателя на Web-сайте, администрирование данных, формирование статистики. Кратко о возможностях отдельных АРМов.

Web-интерфейс читателя. Позволяет выполнять поиск описаний книг, журналов, электронных ресурсов в электронном каталоге библиотеки на Web-сайте библиотеки с помощью типового web-браузера. Предоставляется несколько видов поисковых запросов: «Простой», «Стандартный», «Расширенный» и специальная форма для быстрой навигации по каталогу периодических изданий в алфавитном и хронологическом порядке. Обеспечивается просмотр кратких и полных описаний в наглядной форме, просмотр полнотекстовых документов.

АРМ «Комплектатор-Каталогизатор». Объединяет в себе функции необходимые отделам комплектования и научной обработки. Позволяет выполнять: планирование комплектования фондов, формирование и обработку заказа на книги; первичное описание и учет новых поступлений; сверку на дублет в электронном каталоге и заимствование записей из внешних источников в автоматическом («фоновом») режиме; распределение и списание единиц хранения; ведение инвентарного и суммарного учета с получением соответствующих выходных форм в формате Excel; создание полных библиографических записей в формате RUSMARC на монографии; индексирование записей с использованием классификационных таблиц и внешних справочников, ведение собственных справочников, формирование каталожных карточек и других выходных форм.

АРМ «Периодика». Предназначен для сотрудников, отвечающих за обработку периодических изданий. Позволяет выполнять: формирование заявок на подписку периодики; продление подписки в ускоренном режиме; регистрация новых поступлений по подписке; создание полных библиографических записей в формате RUSMARC на периодические издания; подготовку выходных форм (копии заявок, доставочные карточки, списки и т.д.)

АРМ «Аналитика». Ориентирован на сотрудников библиографических отделов и позволяет выполнять: аналитическую роспись книг и периодических изданий; создание полных аналитических записей в формате RUSMARC, автоматическое формирование полей связи с источником; индексирование записей с использованием классификационных таблиц и справочников; формирование карточек и других выходных форм.

АРМ «Абонемент». Предназначен для сотрудников отделов обслуживания читателей. Позволяет выполнять: прием и обработку читательского требования; поиск и учет единиц в хранилище; автоматическое определение свободных экземпляров; выдачу и прием документов на абонементе и читальном зале; регистрацию и учет читателей, формирование и выдачу читательских билетов; штрих-кодирование читательских билетов и единиц хранения фонда, автоматическое определение и оповещение должников; ретрокаталогизацию востребованных единиц фонда.

АРМ «Библиотечная статистика». Может работать, как с системным ядром «Нева», так и с сервером «Руслан». Предназначен для выборки и анализа статистических данных с сервера библиотечной системы и генерации выходных форм, необходимых библиотеке для подготовки статистической отчетности. Генерируемые выходные формы могут не соответствовать в точности формам отчетности, предоставляемым библиотекой, но в совокупности позволяют получить основные показатели необходимые для их подготовки. Имеет простой интерфейс пользователя и минимум настроек. Выходные формы (отчеты) генерируются в формате Microsoft Excel. Формируются отчеты по группам: «Записи» (количественная и качественная оценка электронного каталога), «Фонды» (оценка поступлений по источникам, сиглам хранения, предметным областям), «Читатели» (по категориям, организациям, группам и др.), «Заказ» (оценка работы функции электронного заказа читателей), «Книговыдача» (по точкам обслуживания, по сиглам хранения, по предметным областям, и др.), «Инвентаризация» (сверка единиц фонда в наличии и на руках у читателей), по показателям работы сотрудников библиотеки. Список отчетов расширяется.

Надо отметить, что за счет использования стандартного протокола взаимодействия АРМы НЕВА могут работать с сервером РУСЛАН и наоборот – АРМы системы РУСЛАН могут работать с системным ядром НЕВА. Таким образом, для пользователей систем РУСЛАН и НЕВА открываются уникальные возможности организации совместной работы и обмена данными между организациями различных уровней и масштабов. Например: крупный университет и профильные колледжи, областная библиотека и районные (сельские) библиотеки, центральная городская библиотека и районные ЦБС.

Развитие системы НЕВА продолжается в непосредственном контакте с пользователями. Действует служба технической поддержки, производится систематическое обновление версий. Подробную информацию о системе НЕВА можно получить на сайте нашей компании http://www.balticsoft.ru.